Хотите привлечь удачу? Все просто – отправляйтесь в провинцию Накхон-Саван, то есть в «Небесный город» в переводе с тайского. Здесь, в одном из буддийских храмов – Sri Uthumporn – вы увидите огромный меч, изгоняющий дьявола. Местные жители верят: если прогуляться под этим девятиметровым, весом более трех тонн стальным ножом, жизнь изменится к лучшему. Монахи инструктируют туристов: просто постойте под талисманом, и вы увидите – удача повернется к вам лицом. Фаранги цинично ухмыляются, но делают все в точности «по инструкции». Оно и немудрено: в Таиланде сама собой рождается вера в защитную силу амулетов. И в первую очередь, потому что местная культура буквально пропитана идеями и сказами о силе оберегов.
Буддизм и анимизм
Практически все тайцы носят кулончики или браслеты. Как правило, эти «украшения» надевают им монахи: амулеты с изображением Будды или с ниткой из робы учителя вручают верующим под чтение мантр. Белые браслеты из ниток – сай син – повязывают либо на левую, либо на правую руку, в зависимости от того, хочет ли владелец священного амулета избавиться от плохого или приобрести что-то хорошее. Считается, что когда загаданное сбывается, талисман рвется.
Иногда монахов просят нанести защитные символы на автомобиль – тогда священнослужители читают молитву и выводят знаки белой пастой на лобовом стекле транспортного средства. Чем известнее и старше монах – тем дороже амулет.
Интересно, что эти буддийские, на первый взгляд, обычаи, не имеют прямого отношения к учению: тхеравада (школа буддизма в Таиланде) – традиция, почитаемая и в Бирме, и в Камбодже, однако амулеты там не в почете, и часто звучат напоминания о том, что Будда не приветствовал магию. В Королевстве же любовь к оберегам носит, скорее, анимистический характер (анимизм – вера в духов), и совмещение этого верования с буддизмом можно сравнить с празднованием Масленицы и началом Великого поста на Руси, с Красной горкой и походами на кладбище.
Вообще, по большому счету, все тайские обереги можно поделить на буддийские, то есть с изображением Будды или монахов, «бытовые» – в виде животных или других символов, и королевские: Рама – шестое воплощение бога Вишну, согласно индуистской традиции.
Рынок удачи
Главное в любом амулете – «выдержка»: чем старше вещь, тем «сильнее» эффект. Тайцы часто перепродают обереги людей, ушедших из этого мира, и всегда с историей, доказывающей, как помог умершим тот или иной предмет. Большой выбор амулетов можно найти на любом тайском рынке, а особенно – в Бангкоке, на Tha Prachan. Также обереги можно обнаружить… в журналах: в Таиланде выходят периодические издания, посвященные талисманам, и приложением к ним часто становятся магические кулончики.
Примечательно, что иногда вместо изображения добрых духов или животных тайцы покупают статуэтки в виде чудовищ: считается, что налаженный с ними «контакт» способствует тому, что злые духи не причинят зла гостеприимным хозяевам (по принципу «отвращения дурного» действуют и крупные фаллосы, которые мужчины в Таиланде покупают в защиту от любовных неудач).
Тайцы верят, что на одной цепочке не должно быть четное количество амулетов, талисманы можно «подзарядить» в храме, а также, что до священных предметов нельзя дотрагиваться ногой или класть их на землю.
Всегда с собой
Особый вид тайского оберега – татуировка. Магическую сак янт делают для приобретения силы, любви или здоровья: как правило, в узоре такой татуировки зашифрованы особые символы или молитва. Набивание рисунка – особый ритуал: во время нанесения чернил читаются мантры, и обладатель татуировки становится «посвященным», у него появляется свой духовный учитель – татуировщик, которого нужно будет найти, если захочется сделать еще одну надпись на теле или «подзарядить» старую.
Спорт и магия
Амулеты – часть не только бытовой, но и спортивной стороны жизни Таиланда. Монгкхон – магический «обруч», который надевают на голову перед состязанием бойцы муйа-тай. Его делают из священных белых нитей, которые сплетают вместе (или связывают в жгут белой тканью) так, чтобы концы оставались висеть. Считается, что первые монгкхоны делали из змей, кусающих свои хвосты (змея как символ мощной энергии). Согласно легенде, обруч из змеи высушивали на костре, после чего окунали в зелье из кокосового молока и трав. Затем амулет оборачивали тканью с написанными на ней секретными символами.
Раньше борцы соревновались с обручами на головах, и если амулет слетал, противник ждал, пока соперник снова наденет оберег. Сейчас монгкхон надевают перед боем в рамках ритуала подготовки к поединку.
Так что если вы готовитесь к поединку муай-тай и исполняете ритуальный танец с монгкхоном на голове, каждое утро кладете еду в домик духов, просите благословения у тайских монахов и уже повязали на руки браслеты в буддийских храмах – считайте, что процесс «инициации» пройден: в Королевстве вы – свой.